• +38 (067) 814-66-39
    • +38 (063) 155-17-53
    • +38 (095) 581-75-71
Legalitas regnorum fundamentum — Законность – основа государства

ВАСУ ОБОБЩИЛ ПРАКТИКУ ОТНОСИТЕЛЬНО ДОСТУПА К ПУБЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

11.11.2016

fbПленум Высшего административного суда постановлением от 29 сентября 2016 года № 10 предоставил разъяснения о практике применения административными судами законодательства о доступе к публичной информации.

В частности, разъяснено, что определяющим для публичной информации является то, что она заранее зафиксирована любыми средствами и на любых носителях и находилась во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации.

Не является информационным запросом обращение, для ответа на которое необходимо создать информацию, кроме случаев, когда распорядитель информации не обладает запрашиваемой информацией, но обязан ею владеть (пункт 1 части первой статьи 22 Закона «О доступе к публичной информации»).

Если запрос касается информации, которая содержится в нескольких документах и может быть собрана и предоставлена без значительных интеллектуальных усилий (например, без проведения дополнительного содержательного анализа), то такая информация соответствует критериям «отображенности и задокументированности» и является публичной.

Также разъяснено, что городской голова не является органом местного самоуправления — сельским, поселковым, городским советом или их исполнительным органом, а потому не обладает публичной информацией и в понимании пункта 1 части первой статьи 13 Закона не может быть ее распорядителем. В связи с этим городской голова — ненадлежащий ответчик в споре о предоставлении доступа к публичной информации по информационному запросу.

Аналогичный подход следует применять и к главам районной (областной) советов. Отличие между главами районных (областных) советов и городским головой заключается в порядке избрания их на эти должности. В отличие от городских голов, которые непосредственно избираются территориальными общинами села, поселка, города, председатели районных (областных) советов избираются из числа депутатов этих советов.

В зависимости от того, в чьем владении находится запрашиваемая информация, надлежащим ответчиком по искам о доступе к публичной информации в таких случаях является или соответствующий представительный орган местного самоуправления (сельский, поселковый, городской, районный, областной совет) или исполнительный орган местного самоуправления.

Не являются распорядителями публичной информации в понимании Закона народные депутаты Украины, депутаты местных советов и Верховной Рады АРК, председатели районных, областных советов, сельский, поселковый, городской голова, судьи, прокуроры, государственные исполнители и т.д.

Кроме того, ВАСУ предоставил разъяснения относительно: отношений, на которые не распространяется Закон; соотношения норм Закона и других законов, в частности, процессуальных; информации с ограниченным доступом; порядка ограничения доступа к информации — применения «трехсоставного теста»; информации, которая не подлежит ограничению в доступе; практики Европейского суда по правам человека о доступе к информации; порядка и сроков предоставления ответа на запрос; формы предоставления ответа на запрос на информацию; возмещения расходов на копирование и печать; отказа в удовлетворении запроса.

На основе материалов: Лига.Закон