• +38 (067) 814-66-39
    • +38 (095) 601-35-55
Legalitas regnorum fundamentum — Законность – основа государства

Денисов А. Н. МОРАТОРИЙ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК В 2016 ГОДУ : ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО ПРОВЕРЯТЬ ?

04.03.2016

Несмотря на многочисленные обсуждения и споры вокруг уже порядком нашумевшего за последнее время вопроса по поводу так называемого «моратория» на проведение проверок, круг интересующихся лиц и актуальность этого вопроса не уменьшается, даже скорее наоборот возрастает.

Так действует все же «мораторий» на проведение проверок в 2016 году или нет? На какие контролирующие органы действие «моратория» распространяется и на какие — нет? На каких субъектов хозяйствования распространяется действие «моратория» и на каких нет, и зависит ли это от предмета проверки?

Давайте попытаемся детально во всем разобраться.

Почему я использую словосочетания «так называемого «моратория»»? Да потому что во всех законодательных актах, которые так или иначе затрагивают этот вопрос, нет ни одного упоминания об этом слове («мораторий»), хотя по всем признакам и подпадают под его определение.

Но не будем отвлекаться…

Итак, по порядку:

2014 год

31.07.2014 Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» №1622 – VII вышеупомянутый закон был дополнен ст.31, в соответствии с которой :

«Установить, что проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц — предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины) осуществляется на протяжении августа — декабря 2014 года исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке субъекта хозяйствования о его проверке».

 

А 13.08.2014 для исполнения данной нормы закона было принято Постановление КМУ          № 408 «Вопросы введения ограничений на проведение проверок государственными инспекциями и другими контролирующими органами», в соответствии с п.п. 1-2 которого :

«Установить, что предоставление разрешения Кабинета Министров Украины на проведения проверок предприятий, учреждений, организаций, физических лиц – предпринимателей государственными инспекциями и другими контролирующими органами согласно перечня в соответствии с приложением (кроме проверок состояния подготовки к работе энергетических объектов субъектов электроэнергетики и субъектов отношений в сфере теплоснабжения) осуществляется путем принятия соответствующего распоряжения.

Предоставление разрешения на проведение проверок предприятий, учреждений, организаций, физических лиц – предпринимателей не требуется в случае, когда такие проверки проводятся по решению суда, по требованию служебных лиц в случаях, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом Украины.»

 

Далее был определен Перечень государственных инспекций и других контролирующих органов, в котором, естественно, отсутствовали органы Государственной фискальной службы Украины.

В итоге, кто имел право проводить проверки с 01.08.2014 по 31.12.2014:

  1. Органы Государственной фискальной службы;
  2. Все иные государственные инспекции и другие контролирующие органы исключительно:

а) с разрешения КМУ (распоряжения);

б) по собственной заявке субъекта хозяйствования;

в) по решению суда;

г) в случаях, предусмотренных УПК Украины;

Проверки состояния подготовки к работе энергетических объектов субъектов электроэнергетики и субъектов отношений в сфере теплоснабжения не требовали п.п. а-г п.2 данного перечня.

 

2015 год

В 2015 году ситуация усложнилась.

28.12.2014 принимается сразу два Закона Украины, действующие с 01.01.2015:

Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» №76-VIII, в соответствии с п.8 Заключительных положений которого :

«Установить, что проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц – предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины и Государственной финансовой инспекции Украины) осуществляется на протяжении января – июня 2015 года исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке субъекта хозяйствования о его проверки

и

Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» № 71- VIII, в соответствии с п.3 Заключительных положений которого :

 

«Установить, что в 2015 и 2016 годах проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц — предпринимателей с объемом дохода до 20 миллионов гривен за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляется исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины, по заявке субъекта хозяйствования о его проверки, в соответствии с решением суда или в соответствии с требованиями Уголовного процессуального кодекса Украины.

Данное ограничение не распространяется:

— с 1 января 2015 года на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и/или производят и/или реализуют подакцизные товары, на проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начислений и платы налога на доходы физических лиц, единого социального взноса, возмещения налога на добавленную стоимость;

— с 1 июля 2015 года на проверки плательщиков единого налога второй и третьей (физические лица – предприниматели) групп, кроме тех, которые осуществляют деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, кроме плательщиков единого налога, определенных пунктом 27 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения » Налогового кодекса Украины, по вопросам соблюдения порядка применения регистраторов расчетных операций.»

 

Таким образом, законодатель

— одним Законом №76-VIII «продлил» действие «моратория» на проверки «для всех» субъектов хозяйствования с 01.01.2015 по 30.06.2015, добавив в качестве исключения контролирующие органы — Государственную финансовую инспекцию к Государственной фискальной службе;

— другим Законом №71- VIII установил более длительный «льготный период» до конца 2016 года, дифференцированным перечнем субъектов хозяйствования по объему дохода, видам деятельности, предметам проверок и с привязкой к временным интервалам. 

 

Почему законодатель не ввел «мораторий» одним законом автору данной статьи так и не понятно, НО не всегда нашим воспаленным умом дано понять …

Именно наличие двух законов привело к неразберихе в их понимании и толковании как со стороны субъектов хозяйствования, так и со стороны контролирующих органов и долгое время являлось тематикой различных горячих дискуссий.

Так, например, наиболее часто встречаемые мнения были следующие:

— Поскольку Законом №71- VIII вносились изменения в НКУ, соответственно «мораторий» 2015-2016 гг. распространялся только на «налоговиков», а для всех остальных контролирующих органов «мораторий» заканчивался в июне 2015 года;

— Наличие обоих Законов говорит о том, что они соотносятся как общий (Закон №71- VIII) и специальный (Закон №76- VIII), поэтому «налоговики» имели право проводить проверки до конца июня 2015 года;

— «Мораторий» распространяется только на плановые проверки, поэтому при наличии оснований проведения внеплановой проверки, необходимо допускать до ее проведения контролирующие органы;

Естественно, что контролирующие органы упорно не хотели видеть и принимать «мораторий», который «временно сужал» не только их функциональные обязанности, но и делал бесполезными рычаги их воздействия на субъектов хозяйствования с целью «пополнения» и без того, изрядно поредевшие с 2014 года «должностные карманы».

По инициативе «более сознательных проверяемых», свой взор на данный спор неоднократно обращала и Фемида.

В итоге, судами административной юрисдикции была высказана определенная правовая позиция по вопросу о понятии «контролирующих органов»:

«Пункт 3 Заключительных положений Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» №71-VIII не является изменением или дополнением к Налоговому кодексу Украины и примененное в нем понятие «контролирующих органов» касается всех контролирующих органов, то есть органов, которые осуществляют государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»…» (постановление Окружного административного суда г. Киева от 28.07.2015 по делу №826/13378/15, постановление Окружного административного суда г. Киева от 10.12.2015 по делу №826/23874/15).

«Коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о частичном удовлетворении иска и считает необходимым отметить, что ограничения на проведение проверок субъектов хозяйствования контролирующими органами в период 2015 – 2016 годах касается всех без исключений контролирующих органов…» (определение Киевского апелляционного административного суда от 16.09.2015 по делу №826/13378/15).

Кроме того, в случаях, когда «мораторий» действительно распространяется на субъекта хозяйствования, правовых оснований назначения проверки (в том числе как плановой, так и внеплановой) у контролирующих органов (в том числе и ГФС) нет. Об этом свидетельствуют соответствующие судебные решения:

— постановление Днепропетровского окружного административного суда от 03.03.2015 и определение Днепропетровского апелляционного административного суда от 03.11.2015 по делу №804/2489/15;

— постановление Днепропетровского окружного административного суда от 25.03.2015 и определение Днепропетровского апелляционного административного суда от 21.10.2015 по делу №804/3380/15;

— постановление Днепропетровского окружного административного суда от 09.04.2015 и определение Днепропетровского апелляционного административного суда от 15.10.2015 по делу №804/2963/15;

— постановление Окружного административного суда г. Киева от 28.07.2015 и определение Киевского апелляционного административного суда от 16.09.2015 по делу №826/13378/15;

— постановление Окружного административного суда г. Киева от 10.12.2015 по делу №826/23874/15;

— определение Высшего административного суда Украины от 04.01.2016 по делу №К/800/54487/15;

— определение Высшего административного суда Украины от 02.02.2016 по делу №К/800/24291/15;

Следует отметить, что некоторые «налоговики» пошли дальше и попытались с целью преодоления «моратория» получить разрешение суда на проведение проверки, однако суд отметил, что субъект властных полномочий имеет право обратиться с иском к ответчику, который не является субъектом властных полномочий, исключительно в случаях, которые прямо предусмотрены законом (ст.6, 50 КАС Украины, ст.20 НК Украины). Но не НК Украины, не другим нормативно – правовым актом не предусмотрено право органа доходов и сборов, обращаться в административный суд с иском о предоставлении разрешения на проведение внеплановой выездной проверки (постановление Харьковского окружного административного суда от 12.05.2015 и определение Харьковского апелляционного административного суда от 01.07.2015 по делу №820/3608/15.)

2016 год

Что же нас ждет в 2016 году ?

«Мораторий», введенный с 01.01.2015 п.3 Заключительных положений Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых законодательных актов Украины относительно налоговой реформы» №71-VIII продолжает действовать и в 2016 году.

Итак, кого же имеют право проверять контролирующие органы в 2016 году :

  1. Субъектов хозяйствования с объемом дохода более 20 млн. грн. за 2015 год;
  2. Субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и/или производят и/или реализуют подакцизные товары независимо от объема дохода;
  3. Субъектов хозяйствования при проверке соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начислений и платы НДФЛ, ЕСВ, возмещения НДС независимо от объема дохода;
  4. Субъектов хозяйствования – плательщиков единого налога 2-й и 3-й (ФЛ-П) групп кроме тех, которые осуществляют деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, кроме плательщиков единого налога, определенных пунктом 27 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НК Украины, по вопросам соблюдения порядка применения регистраторов расчетных операций.
  5. Субъектов хозяйствования с объемом дохода до 20 миллионов гривен за 2015 год, которые не подпадают под исключения, предусмотренные в п.2-4 данного перечня исключительно:

— с разрешения Кабинета Министров Украины;

— по заявке субъекта хозяйствования о его проверке;

— в соответствии с решением суда;

— в соответствии с требованиями Уголовного процессуального кодекса Украины;

П.С. «мораторий» распространяется на все, без исключения, виды проверок и на всех, без исключения, контролирующих органов.

ЭПИЛОГ:

Если же субъектам хозяйствования посчастливилось минуть все исключения, и «так называемый мораторий» на проведение проверок контролирующими органами на него действительно распространяется, это еще совсем не значит, что контролирующие органы не захотят их проверить, поэтому настоятельно рекомендую готовиться к защите от неправомерных посягательств и в этом, как правило, сможет помочь грамотный и подготовленный юрист.

А эта информация, надеюсь, была полезна, ведь «кто предупрежден, тот вооружен» !